Экономика Армении в январе-июне 2019 года - рынки недвижимости, труда и экспорт

08 августа 2019, 14:00

Предисловие

Вопрос экономической динамики после смены власти обсуждается довольно много, особенно, в рамках объявленной премьер-министром Пашиняном «экономической революции». Экономическая революция была объявлена в качестве ответа на запрос общества на экономический прогресс. Потому что изначальная цель бархатной революции была политической и осуществили ее политики. Но сейчас экономический фактор приобрел большую роль. См.:

Однако объявив экономическую революцию, Пашинян попал в некотором роде в западню. Политика стала заложником экономики, где ситуация не может быть всегда хорошей. Во-первых, существуют факторы внешние, и они влияют на экономику Армении вне зависимости от политики армянских властей. В особенности это касается серьезных изменений в мире и регионе. Во-вторых, правительство также может допускать ошибки в экономике, и именно взяв экономический ориентир в качестве одного из основных критериев, оно будет платить высокую цену за эти ошибки. В-третьих, поскольку экономика — это совокупность действий разных акторов и групп, правительство берет на себя ответственность и за действия других, что, в особенности, в случае гипотетического повышения конфликтности в отношениях власти и крупного бизнеса, может сыграть отрицательную роль.

Учитывая все обсуждения об экономической ситуации в стране на протяжении последнего и довольно длительного периода, я решил сделать новый подробный обзор ситуации в армянской экономике, с учетом самых новых доступных данных вплоть до июня 2019 года. В данной статье будет больше графиков, чем цифр и она должна выглядеть нагляднее.

 

1. Динамика рынка недвижимости

В качестве одного из индикаторов здоровья экономики можно считать ситуацию на рынке недвижимости. Для инвестирования в недвижимость, физическое или юридическое лицо должны быть уверены в собственных экономических перспективах на ближайший период - и стоимость жилья тут играет далеко не главную роль. Чтобы не уходить в детали по обороту этого сектора или разделения его на первичное жилье, связанное со строительством и вторичное - с перепродажей, можно проанализировать тенденции по числу сделок на рынке недвижимости. В докладе кадастрового комитета о ситуации на рынке недвижимости за январь-июнь 2019 года, можно увидеть следующий график.

График 1. Динамика числа сделок на рынке недвижимости Армении за первое полугодие 2009-2019 гг.

При этом, стоит вспомнить, что 2009 год – год кризиса и неплохо было бы заглянуть поглубже. В первом полугодии 2006 года число сделок составляло 60 560, в первом полугодии 2007 – 66 768, 2008 – 76 580. С этими поправками график бы выглядел несколько по-другому. Я же считаю, что правильнее было бы его представить в более детальном виде. Итак:

График 2. Динамика ежемесячного числа сделок на рынке недвижимости в 2006-2019 гг.

На этом графике можно видеть довольно много чего, включая сезонный фактор, влияние отдельных политических событий, общеэкономических тенденций, а также эхо принятия тех или иных законов, влияющих на рынок. Все это влияет на синие столбцы. Однако результирующая линия (красная) уже отражает количество сделок за скользящий 12-месячный период, например, с апреля 2006 по март 2007 года и так далее. С мая 2017 года, после парламентских выборов, мы видим тенденцию к росту, причем этот рост был достаточно стремительным и локальный пик - в марте-апреле 2018 года, после чего график более пологий и восстанавливает рост уже в 2019 году. В первой половине 2019 года красная линия впервые превзошла докризисные показатели 2008 года.

Как мы видим, после "Бархатной революции" произошла смена тренда с роста на стабилизацию, но позже рост продолжился. Тем не менее, на этом графике оценить темпы роста сложнее. Для этого, составим отдельный график, на котором будут видны именно темпы роста.

График 3. Темпы роста активности рынка недвижимости Армении (%)

Здесь куда лучше видно, насколько глубоким был спад на рынке недвижимости во время кризиса 2008-2009 года, причем проседание рынка недвижимости началось раньше, чем кризис по всей экономике и рынок недвижимости уже предупреждал о ситуации за несколько месяцев. Пик роста был достигнут в мае 2008 года, когда рост среднегодового значения к предыдущему среднегодовому значению составлял 26.8%, и уже с июня началось медленное, а затем все ускоряющееся проседание, то есть все признаки кризиса уже были налицо. Дно кризиса было достигнуто в октябре 2009 года, последнем месяце, когда долгосрочные значения все еще продолжали сокращаться. Они и в дальнейшем оставались низкими, но уже начали медленно расти после октября, причем это продолжалось до января 2012 года. Отметим, что торможение макроэкономических показателей началось через год после этого, а рынок недвижимости начал проседать уже с начала 2012 года, таким образом предупреждая о новых негативных тенденциях в экономике.

После этого рынок недвижимости долгое время стагнировал и не мог восстановиться, пока заметный рост не начался с мая 2017 года. Увеличивающиеся темпы роста фиксировались вплоть до апреля 2018 года, после чего рынок стабилизировался, а затем началось торможение; здесь это видно более чем наглядно, в особенности на прерывистой линии. В начале 2019 года возобновляется рост, который отчасти компенсирует спад, но поскольку с мая-июня видна противоположная тенденция, к настоящему моменту на рынке создалась некоторая развилка, и ситуация совершенно непредсказуема - во второй половине может как ускориться рост, так и фиксироваться стагнация, так и начаться спад.

 

2. Экспорт

Экспорт является еще одним, довольно хорошим показателем экономического самочувствия страны. Экспорт одновременно отражает и производство товаров в стране, и спрос на них на международном рынке. О ситуации с армянским экспортом я уже писал, и многое из сказанного актуально до сих пор. См.: Экспорт из Армении: анализ. Динамика, сырьевой сектор и реэкспорт

Но в последнее время фиксируются и новые тенденции. Непосредственно изменение экспорта не обязательно должно означать изменение в экономической ситуации, поскольку могут изменяться цены на экспортные товары или меняться структура экспорта в пользу тех или иных товаров при сохранении условного физического объема экспорта. При этом также постепенно происходит девальвация доллара, которая на интервале в 1-2-3 года не столь существенна, но если смотреть на более длительные периоды, то ситуация изменяется.

График 4. Динамика экспорта Армении в текущих / постоянных ценах (в млн. долл., логарифмическая шкала)

Данный график приведен в логарифмическом виде, лучше отражающем динамику. Это было сделано чтобы подчеркнуть различия в стоимости экспорта в текущих долларахи постоянных, относительно нынешнего периода и 1990-ых гг. В частности, если в 1990е экспорт в постоянных ценах был выше экспорта в текущих ценах, то сейчас – наоборот, поскольку все это время наблюдалась инфляция. В действительности пересчитывать надо по другим показателям, которые не всегда доступны, динамика экспорта в постоянных долларах может лишь дать ориентировочное представление о динамике. Но в любом случае это лучше, чем вообще не делать поправку на инфляцию. Рассмотрим текущие значения экспорта (с поправкой на индекс стоимости доллара) и скользящие среднегодовые значения (также с поправкой).

График 5. Динамика экспорта из Армении в 1993-2019 гг. (с поправкой на девальвацию доллара)

В экспортном секторе после 1992 года, было всего лишь два значительных спада – вторая половина 1990-ых гг. (спад был обусловлен продолжающимся развалом советской промышленности), а также кризис 2008-9 гг. На самом деле, уже с 2004 года рост экспорта происходил исключительно за счет роста цен на продукцию горнорудной промышленности и роста самой горнодобычи. После восстановления в 2010-1 гг., экспорт расти практически перестал на протяжении нескольких лет. Впрочем, ситуация 2014-5 гг. требует дополнительных пояснений. Армения вступила в Евразийский союз, сохранив торговые режимы со всеми остальными партнерами.

В то же время, в самом ЕАЭС наблюдался экономический кризис, а цены на металлы и руду – крупнейшие статьи армянского экспорта – заметно упали. В таких условиях сохранение экспорта на старом уровне – уже можно понимать как его рост; скажем, в Грузии в 2016 году экспорт был ниже чем в 2013 году почти на треть. Поэтому, физический объем экспорта в Армении рос. Рост продолжился и после революции, хотя с начала 2019 года видно, пусть не критичное, уменьшение объемов экспорта. Однако при том, что рост продолжается, важно понять, каковы темпы этого роста. Для этого составим график с ежемесячной динамикой роста экспорта. Чтобы не растягивать ось ординат, возьмем период с 2006 года.

График 6. Динамика роста экспорта Армении, 2006-2019 гг.

Итак, начиная с апреля-мая 2018 года, жирная красная линия медленно, хоть и с колебаниями, идет вниз. Спад темпов ускорился в начале 2019 года и достиг самого низкого значения за прошедшие три года. Это все еще не критично, но необходимо учитывать, что во многих чувствительных отраслях уже никакого роста нет, а уже фиксируется спад. Итого, если в феврале-апреле 2018 года рост экспорта скользящего года составлял 20%, то в последние месяцы – в среднем около 7%.

 

3. Рынок труда

Еще одним важным показателем экономической динамики является ситуация на рынке труда. В конечном счете, именно там каждый человек является одновременно и производителем продукта, и его потребителем его результата в денежном измерении. К сожалению, имеющиеся данные не позволяют оценить динамику на рынке труда с той же точностью, что и внешнюю торговлю или рынок недвижимости. Однако кое-что у нас все же есть. Четыре месяца назад активным было обсуждение по рабочим местам – Пашинян заявил о том, что было создано 50 тысяч рабочих мест за год. Позже он скорректировал позицию на то, что 50 тысяч рабочих мест было выведено из тени. Как выяснилось, оба этих фактора, а также ряд других факторов, имели место, но в разных пропорциях: Действительно ли в Армении создано 50 тысяч рабочих мест? Статистика занятости и безработицы. Рассмотрим динамику числа зарегистрированных в службе государственной занятости соискателей работы.

График 7. Динамика числа зарегистрированных соискателей работы в Армении

Чем ниже уходят голубые столбцы, тем быстрее сокращается число зарегистрированных соискателей работы, и наоборот - чем выше поднимаются коричневые - тем быстрее оно растет. Вновь мы видим все предыдущие кризисы, вызванные внешними факторами, хотя соотношение глубины кризисов здесь другое. Объяснение этому в следующем - как в Америке, так и в Армении, рынок труда и строительный сектор были первыми и главными жертвами кризиса, поскольку были перегреты, тогда как сотрудников тогда компании предпочитали не сокращать и предлагали им неполную занятость в качестве альтернативы увольнению.

Рынок труда, как и рынок недвижимости, заранее демонстрирует экономические тенденции, что мы и видим на данном графике. Это означает, что он довольно гибко реагирует на общеэкономическую ситуацию. Начиная с апреля тенденции изменения на рынке труда изменяются (см. столбцы на графике) и сокращение безработицы замедляется.

В феврале-апреле 2019 года фиксировался рост числа соискателей работы, что, по имеющемуся опыту, указывает на кризисные явления, однако, поскольку рост был незначительным, это могло быть и колебанием. Учитывая, что в мае-июне ситуация несколько выправилась, можно предположить, что это действительно колебание - число соискателей работы снижается на 200-300 человек в месяц, а число зарегистрированных безработных снижается еще быстрее. Природа этого колебания станет окончательно понятна к концу года, но с большой вероятностью мы имеем дело с окончанием влияния инерции роста 2017-8 гг. и начала новой тенденции, то есть, уже с собственно экономическими результатами Пашиняна.

Поскольку не вся безработица в Армении зарегистрирована, регулярно проводятся обследования рынка труда. Сейчас вышли данные за первый квартал 2019 года. Результаты противоречивы – одновременно увеличилось и число занятых, и число безработных. Это означает, что выросла экономическая активность. Однако рост безработицы выглядит более значительным, особенно, в селах.

Таблица 1. Динамика безработицы в Армении, согласно обследованию рынка труда

 

Абсолютное число

Удельный вес (%)

 

1 кв. 2018

1 кв. 2019

1 кв. 2018

1 кв. 2019

Уровень экономической активности

1132,3

1158,9

55,7

56,1

Уровень занятости / число занятых

894,8

905,3

44,0

43,8

… в т. ч. в городах

502,4

513,7

40,5

40,7

… в т. ч. в селах

392,3

391,6

49,3

48,8

Уровень безработицы / число безработных

237,6

253,6

21,0

21,9

… в т. ч. в городах

182,9

193,4

26,7

27,4

… в т. ч. в селах

54,7

60,2

12,2

13,3

 

Рост безработицы в основном произошел за счет мужчин и за счет населения регионов. Одновременно в этих категориях фиксируется рост предложения рабочей силы. В данном случае мы имеем дело с сокращением эмиграции, причем как постоянной, так и трудовой – сезонной. См. Миграционный коридор Армения-Россия: поток сокращается, а не растет.

Итак, согласно данным социологических обследований, фиксируется рост числа безработных на 16 тысяч и рост числа занятых на 10 тысяч. Следует помнить очень важную вещь: социологические обследования имеют погрешность, в отличие от сплошного учета и регистрации и поэтому на краткосрочном интервале не всегда отражают имеющиеся тенденции. Данные налоговой службы свидетельствуют об увеличении числа зарегистрированных занятых на 51.7 тысяч человек в мае к маю 2018 года. Это вызывает определенные вопросы, так как в марте-апреле имел место пересмотр показателей. Но за неимением других, используем официальные цифры, опубликованные на данный момент.

График 8. Число зарегистрированных занятых, по данным Комитета государственных доходов

К сожалению, эти цифры мы не можем использовать как показатель динамики экономической ситуации, поскольку они включают в себя сразу несколько трендов. Для понимания того, что представляет собой рост на 51+ тысяч зарегистрированных работников, у нас не хватает данных. Возможно, публикация баз данных и каких-то более детальных цифр помогла бы решить задачу. Она состоит из комбинации (1) появления новых рабочих мест, (2) сезонного фактора и (3) официальной регистрации существовавших в прошлом рабочих мест.

Об этом нам могут сказать данные прошлых лет. Так, если в 2017 году заметных изменений касательно формальной регистрации работников не было, то сезонные колебания отражены именно на линии 2017 года. Увеличивающийся между 2017 и 2018 годами разрыв начиная с июня 2018 года вызван регистрацией сотрудников, занятых в прошлом в теневом секторе. Соответственно, разрыв между данными 2017 и 2018 года в январе-мае вызван ростом числа рабочих мест, а затем – также и числом новых зарегистрированных работников. Если число занятых действительно увеличилось на 10.5 тысяч человек, то до конца года число зарегистрированных сотрудников сильно не изменится и будет колебаться около 600 тысяч. Сезонные колебания в этом случае будут примерно повторять динамику 2017 года и к концу года мы будем иметь рост на те самые 10 тысяч занятых, если конечно ничего дополнительно не изменится, что тоже возможно.

Поэтому для оценки динамики краткосрочных трендов рынка труда и ситуации в самой экономике следует использовать данные, представленные на графике 7, где эти тенденции видны и очень наглядно.

***

Все три сектора, представленные здесь, демонстрируют одну и ту же тенденцию, хотя и данные, представленные здесь, собраны из совершенно независимых и разнородных источников. Это показывает, как проблемы в экономике распространяются с одного сектора на все остальные и каким образом в частности, развивается экономика уже сейчас. Рынок недвижимости, имеющий взаимное влияние с сектором строительства и торговли, рынок труда, связанный со всем производственным сектором, а также экспорт товаров, показывающий как производство в стране, так и способность произведенные товары реализовать на мировом рынке и также отражает тренды во всей экономике.

Тенденции последних лет во всех трех секторах имели свою специфику, но в них отражалась параллельность трендов, которая связана с общеэкономической динамикой. В то же время, выводы по ситуации я представлю в следующей статье, где как раз и будут проанализированы общеэкономические тренды.