15:00 / 21.10.2010Активизация подполья в Чечне может привести к новой вспышке насилия в республике, считают наблюдатели

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Нападение на здание парламента Чечни в Грозном 19 октября и совершенное в конце августа этого года нападение боевиков на родовое село президента Чечни Центорой говорят о серьезных изменениях в тактике и стратегии чеченского подполья, считают некоторые местные эксперты. По их мнению, активизация подполья может привести к новой вспышке насилия в республике.

Напомним, утром 19 октября трое боевиков-смертников проникли в здание парламента Чечни и осуществили самоподрывы. В результате погибли три человека и 17 были ранены. 29 августа боевики напали на Центорой, в результате столкновения, по последним данным, погибли шесть сотрудников милиции, 18 - получили ранения, также пострадали семеро местных жителей. В обоих случаях с места событий поступала противоречивая информация, и до сих пор нет точной картины произошедшего.

Источник в чеченском МВД, ссылаясь на оперативные данные, сообщил, что нападение на парламент Чечни организовал Хусейн Гакаев, который недавно демонстративно вышел из подчинения Докку Умарова, а нападение на Центорой, по словам Кадырова, организовал полевой командир Асламбек Вадалов.

"Сегодня совершенно очевидно, что отколовшиеся от "Имарата Кавказ" лидеры чеченских боевиков намерены активизировать свои действия. Для них это не только демонстрация своих возможностей, но и способ заявить о себе, как о новой составляющей противостояния в Чечне", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" один из местных аналитиков.

Он отмечает, что до последнего времени, до раскола в стане сепаратистов, вооруженное подполье на территории Чечни не проводило каких-то резонансных акций и использовало тактику выжидания: "В отличие от тех же Дагестана и Ингушетии Чечня, действительно, выглядела неким островком стабильности на Северном Кавказе, а Рамзан Кадыров расценивался как человек, победивший сепаратизм и терроризм. Я не исключаю, что между руководством Чечни и лидерами сепаратистов существовали некие негласные договоренности относительно ситуации в республике, этакий взаимный нейтралитет".

Он обращает внимание, что на фоне постоянных нападений на представителей органов власти и сотрудников силовых структур в соседних Дагестане и Ингушетии, в Чечне за последние годы такое происходило крайне редко.

"После смерти Шамиля Басаева боевики в Чечне себя особо не проявляли. Столкновения с силовыми структурами происходили в основном тогда, когда последние проводили какие-то спецоперации, в то время как вооруженное подполье инициативы в общем-то не проявляло. Но теперь на смену выжидательной тактике, которой придерживался Докку Умаров, пришла тактика Хусейна Гакаева, молодого и достаточно амбициозного полевого командира, которая заключается в проведении резонансных акций и операций с участием смертников", - говорит аналитик, подчеркивая, что активизация подполья может привести к новой вспышке насилия в республике.

Другой эксперт согласен с ним: "Сегодня боевикам не обязательно проводить какие-то крупномасштабные операции, что они осуществляли в период первой военной кампании или до 2004 года. "Точечные" и "адресные" вылазки наподобие нападения на Центорой и атаки на парламент республики могут дать такие же результаты, как и масштабные акции. К тому же для их проведения не требуется много сил и средств, что для боевиков тоже довольно важно".

Он полагает, если активность боевиков будет нарастать, президенту Чечни неизбежно придется отвечать перед Кремлем за происходящее. "К тому же нельзя забывать, что далеко не все в Москве считают Рамзана Кадырова единственным человеком, способным управлять Чечней. Рано или поздно федеральный центр может столкнуться с дилеммой: оставлять ли Кадырова или же поменять его на другого человека, который, возможно, сумеет наладить какой-то диалог с противоборствующей стороной и действительно установить в республике мир. Ведь без замирения Чечни Москве никогда не удастся замирить Северный Кавказ. Это признавали еще царские генералы", - подчеркнул эксперт.

По мнению российского востоковеда, члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, нападения на парламент Чечни 19 октября и на родовое село Кадыровых Центорой 29 августа создают предпосылки для увеличения присутствия в республике федеральных военных, но не станут причиной для возобновления режима контртеррористической операции (КТО) на территории всей республики и отстранения от руководства Чечней Рамзана Кадырова.

Как писал "Кавказский узел", в конце сентября Докку Умаров лишил чинов и званий лидеров чеченского сектора Имарата Кавказ Асланбека Вадалова, Хусейна Гакаева и Тархана Газиева, отказавшихся ему подчиняться. 7 октября стало известно, что Вадалов, Гакаев и Газиев избрали нового лидера, которым стал Хусейн Гакаев, а 9 октября Докку Умаров заявил, что распускает два фронта в Чечне, и обязал Гакаева передать "ранее выделенные на джихад" денежные и материальные средства остальным амирам секторов.

Автор:Александр Иванов