09:40 / 16.12.2011Хаджимурад Камалов: руководству Дагестана нужны "смиренные" СМИ

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Убитый вечером 15 декабря в Махачкале учредитель газеты "Черновик" Хаджимурад Камалов неоднократно выражал обеспокоенность напряженной обстановкой в республике, комментируя проблемные ситуации в регионе. Свою позицию он озвучивал по самым разным темам - от противостояний религиозных общин до проблем коррупции, вооруженных конфликтов и свободы СМИ. 

"Черновик" известен критическими публикациями

Общественно-политический еженедельник "Черновик" издается с 19 августа 2003 года, Хаджимурад Камалов был его главным редактором в 2005-2006 годах.

"Черновик" известен многими критическими публикациями в адрес властей, его журналисты неоднократно привлекались к судебной ответственности и становились жертвами нападений и различных провокаций, пишет "Коммерсант".

В частности, 26 августа 2008 года в доме Хаджимурада Камалова в рамках уголовного дела, возбужденного против главного редактора газеты "Черновик" Надиры Исаевой по обвинению в экстремизме, были проведены обыски.

"Кавказский узел" представляет видеосюжет с комментарием Хаджимурада Камалова о судебном процессе по иску Роскомсвязьнадзора по Дагестану о прекращении деятельности газеты "Черновик"

Среди претензий к газете было обвинение в цитировании в статье "Террористы номер один", опубликованной 4 июля 2008 года, высказываний одного из лидеров боевиков - Раппани Халилова.

В ходе одного из судебных процессов в отношении "Черновика" в мае 2011 года прокурор требовал запретить журналистам издания заниматься профессиональной деятельностью. Однако 19 мая в Махачкале суд оправдал журналистов по всем предъявленным им обвинениям по возбужденному в 2006 году уголовному делу.

В июне 2011 года стало известно, что дагестанский еженедельник "Черновик" награжден премией "Свободная пресса Восточной Европы" имени Герда Буцериуса. 

Газета "Черновик" издается с 19 августа 2003 года. Тематика: политика, общество, религия, культура, спорт, проблемы молодежи, история, экономика. Целевая аудитория: политически активная часть граждан в возрасте от 28 до 45 лет (80%). Газета "Черновик" выходит раз в неделю, по пятницам. Объем: 32 полосы, тираж: 10000 экз. Распространяется в Дагестане.

По состоянию на утро сегодняшнего дня на сайте газеты информации об убийстве ее учредителя не было, последний материал – статья о встрече 13 декабря главы Дагестана Магомедсалама Магомедова с работниками СМИ Дагестана, на которой, в том числе, присутствовал главный редактор "Черновика" Биякай Магомедов.

Наша сила - в правде и законе. И так будет всегда

Еще в октябре 2005 года, спустя два года после учреждения газеты, Хаджимурад Камалов заявлял, что главная задача издания – рассказывать людям правду.

«Складывается такое впечатление, что нынешним властям не нужны средства массовой информации, дающие объективную оценку ситуации в Дагестане, не нужны советы и мнения сознательных граждан, имеющих свою точку зрения на то, как достичь в республике экономического благополучия и согласия в обществе. Какие же СМИ нужны Дагестану, по мнению его руководства? Подотчетные и "смиренные", дающие "объективную" информацию о ситуации в республике»,  - отмечал Хаджимурад Камалов.

Уверен, что со своими задачами мы справимся, наша сила - в правде и законе. И так будет всегда

По его утверждению, в "Черновике" не было никаких частных вложений, газета существовала на средства от реализации, за счет рекламы и кредитов. "Но уверен, что со своими задачами мы справимся, наша сила - в правде и законе. И так будет всегда",  - говорил журналист.

Угроз Камалову поступало немало

Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" двоюродный брат Камалова, Хаджимурад Раджабов, который руководит в "Черновике" проектом "Средний класс" (выходит как приложение к газете. – Прим. "Кавказского узла"), в последнее время угрозы в адрес Камалова не поступали.

Хотя, по словам брата, "с тех пор, как "Черновик" выходит, угроз ему поступало немало и у него были недоброжелатели".

Дагестан страшно утопает в безделье, в развращении федеральными деньгами

Отметим, что критические материалы появлялись не только на страницах еженедельника: сам Хаджимурад Камалов активно комментировал российским и зарубежным СМИ самые разные проблемные ситуации и инциденты, происходившие в Дагестане.

«Дагестан страшно утопает в безделье, в развращении федеральными деньгами. Вот ни в одном регионе Российской Федерации такое количество ресторанов, банкетных залов, саун, казино, кальянов вы нигде не встретите, как в Махачкале», - заявлял он в феврале в эфире телеканала НТВ, комментирую ситуацию с коррупцией в регионе.

Камалова причислили к "пособникам боевиков"

Имя Хаджимурада Камалова упоминалось в листовках с "расстрельным списком".

Напомним, 2 сентября 2009 года по Махачкале начали распространяться листовки, в которых анонимные авторы угрожали целенаправленно "уничтожать бандитов и мстить за сотрудников милиции и мирных граждан". Всего в списке значились 16 фамилий, к "пособникам боевиков" были причислены восемь дагестанских журналистов, в том числе и Хаджимурад Камалов.

Адвокат Баканай Гусейнова рассказывала, что юристы, оказавшиеся в этом списке, работали по так называемым "ваххабитским делам", а журналисты, фамилии которых указаны в листовках, освещали проблемы, связанные с похищениями и пытками людей.

Сам Камалов отмечал, что 16 человек, поименованные в листовке как "пособники" боевиков, "известны критическим отношением к традиционному направлению ислама (суфизму), которому следует Духовное управление". "Так что налицо попытка "перевести стрелки" на духовные власти, представить дело так, как если бы авторы листовки были связаны с ними. Разработать все эти детали вряд ли было бы под силу тем, кто действует из-за пределов Дагестана, кто не знает изнутри всей ситуации в республике", - говорил он.

Детонировать ситуацию, наверное, могут антитеррористические операции сразу в нескольких районах, если их будут осуществлять военные Минобороны России

По словам Камалова, распространять листовки также могли работники спецслужб, "которые проводят внесудебные казни боевиков".

В октябре 2011 года Хаджимурад Камалов прокомментировал ситуацию, связанную с убийство шейха Сиражудина Исрафилова (Хурикского). Тогда он сказал, что сомневается, что убийство шейха Хурикского приведет к детонации ситуации в Дагестане.

"Сказать, что с убийством шейха Хурикского Дагестан может "взорваться", будет преувеличением. Думаю, что даже убийство муфтия Саидмухаммада Абубакарова в 1998 году в период самого жесткого противостояния конкурирующих групп в республике не привело к детонации ситуации в республике. Детонировать ситуацию, наверное, могут антитеррористические операции сразу в нескольких районах, если их будут осуществлять военные Минобороны России", - подытожил Камалов.

Обвинял силовиков в некомпетентности 

Хаджимурад Камалов часто высказывался о ситуации в Дагестане, связанной с похищениями местных жителей и конфликтами с силовиками. В частности, в июле 2011 года он утверждал, что военные в Кизлярском районе Дагестана открыли огонь по машинам местных жителей, поскольку приняли их за боевиков.

Тотальное участие милицейского аппарата в теневой экономике республики не оставляет ни времени, ни желания заниматься ещё чем-нибудь

Причиной обстрела, по мнению Камалова, стал страх военных перед возможным нападением боевиков. "Они боялись, что это машины с боевиками, и защищались, как могли", - заключил он. 

В июле 2009 года в эксклюзивном интервью "Кавказскому узлу" он назвал причины роста количества терактов в республике и поделился своими прогнозами относительно смены руководства Дагестана и перспективы реформирования МВД республики.

В частности, тогда он заявил, что "дестабилизация обстановки в Дагестане - следствие концентрации власти в руках бывшего министра внутренних дел".

"Некомпетентность органов внутренних дел – это причина, вследствие которой "неприкасаемые" зоны оставались вне поля деятельности милиции. Ну и, наконец, тотальное участие милицейского аппарата в теневой экономике республики не оставляет ни времени, ни желания заниматься еще чем-нибудь",  - считал журналист.

В июне 2008 года Камалов заявил, что убитый в результате спецоперации в Махачкале на проспекте Акушинского Рашид Газилалиев был мирным жителем и не имел никакого отношения к вооруженному подполью.

По версии Камалова, Газилалиев отказался открыть дверь сотрудникам правоохранительных органов, потому что в Дагестане все боятся милиции, которая проводит в домах незаконные обыски. Неподчинением приказу открыть двери Газилалиев и спровоцировал милиционеров на стрельбу. В результате были убиты сам Рашид Газилалиев (1979 года рождения), его жена Севда Абдулаева и молодой человек по имени Шамиль.

"Подобная операция очень характерна для Дагестана, когда силовые структуры по непонятным причинам окружают дома, где якобы сидят боевики, и предлагают им сдаться", - указал Камалов.

Убийцы скрылись на черной «Приоре»

Убийство Камалова было совершено около 23.30 мск 15 декабря на улице Магомеда Гаджиева, недалеко от офиса "Черновика". В этот вечер Камалов на работе занимался к сдаче очередного номера газеты в печать, а затем отправился домой.

Как рассказали свидетели, к "голосующему" на обочине Камалову подъехала черная "Приора" с номером 640. Одно из окон автомобиля открылось и оттуда раздались выстрелы. Стреляли, по данным следствия, из автомата Калашникова - на месте были найдены несколько гильз идентичного калибра.

"Я как раз заводил машину, чтобы отправиться в типографию, собирался везти "кальку". Я бросился в ту сторону, откуда раздавалась стрельба и увидел, как на огромной скорости с места рванула черная "Лада Приора", - рассказывает водитель Камалова.

Раненого журналиста повезли в республиканский травмпункт, но по дороге он скончался.

Черная "Лада Приора" с номерами 640 уже объявлена в розыск.  "Полицейские на выезде из Махачкалы досматривают все автомобили, подходящие под описание, однако пока что задержать киллеров не удалось", - цитирует представителя МВД республики Дагестан издание "ЛайфНьюс".

На месте происшествия работает следственная группа. Подробности происшествия выясняются, передает РИА "Новости".

По информации сотрудников редакции "Черновика", в сегодняшнем номере газеты готовилась к выходу статья Камалова о выборах.

Автор:Кавказский Узел
16.12.2011 в 10:29Said.abak

да,да..ищите получше этот автомобиль в своих же гаражах. И с откурченными знаками под номером 640 и прикрученными другими..

16.12.2011 в 10:27Said.abak

нет человека- нет проблем,самое то,что нужно власти. Соболезную родным и близким. А то,что кому-то воздастся,это пока не заметно. Что-то те,кому должно воздаться сидят на своих креслах и платят таким же.. 

16.12.2011 в 12:37haron

Знал Хаджимурада, прекрасный был человек! Соболезную родным и близким. Надеюсь, что твари, стреляющие из-за угла (из окна авто...) и боящиеся открыто отстаивать свою точку зрения найдут свою заслуженную смерть. Кто-бы они ни были!!!! К ним нужно относиться как к бещенным собакам. [...] и [...] в поганых ямах.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

16.12.2011 в 10:50Argo

Свбода слова не выгодна не кому, не власти не лесным братьям. Его в полне могли убрать и свои преспешники, те кого он покрывал. Вот счас правозащитницы наши завоют, на это наверно и расчитано.

16.12.2011 в 12:27Abu abdulla (16 12 11)

Арго, если ты думаешь что мы тоже [...] от долгого употребления самопалной водки стали идиотами, то смею тебя разочаровать. Такой абсурд может зародиться такой голове как у [...]. Тут один или одна, судья как рассуждае, беременная ну-ну думает что мы все беременные, чтобы повесить нам это неадекват, под золотым соусом! Вы потомки тех [...], думаете что мы с хаваем ваши слова, подбросанные для того чтобы обезопасить ваших фашистов?! О как вы ошибаетесь! Мы то знаем кто есть вы, чем вы занимаетесь, потому будем двигаться в этом духе. Каждый найдет своё, и самое главное вам этого не избежать! [...]. . . . Султан, ты прекращай эту малодушную разговор вести. Если бы ты был с народом Моисея, то его тоже порицал бы, как это делали иудеи. Тебе бы было всё равно что ты с фараоном живешь, лишь сидеть где нибудь на стороне. Но мы же не рабы, чтобы следовать твоему совету.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности и призывы к насилию запрещены Правилами.]

16.12.2011 в 11:02Said.abak

радуйтесь,что ещё хоть правозащитники есть в нашей республике!! Хоть что-то становится известно всему мировому сообществу о беспределах власти не только в Дагестане,но и в России самой!! И отчего они должны завыть?! Тогда надо уже избавиться власти от всего правозащитного мира в России!.

16.12.2011 в 10:31Said.abak

кто-то тут кричал о том,что "Свобода слова",свободные СМИ в Дагестане покруче,чем в других республках,и как вам такая "свобода слова" ценою в жизнь?

16.12.2011 в 13:51Said.abak

мало кто попадался,наверно,из вашего окружения в органы,а то бы сами побежали к правозащитникам. Вы лучше спросите у тех,кому они помогли. Заметно,как они набивают себе карманы,что ездят на иномарках,строят особнякми на побережье,наверно,да? Наоборот,их работу мало кто видит и знает,некоторым и выступать некогда бывает,но зато власти они жизнь портят! Если бы это было не так,то их бы тоже не отстреливали!

16.12.2011 в 12:44ineral

да ... и провозащитники и черновик и все те кто не хлопают как в древнем Кализее... однако стрельки переводить тоже мастера ...нет власти ... власть у нас Калашников ... и будет так временно .....пока все не найдут себе крышу в лице Калашникова ...

16.12.2011 в 12:58Argo

Ну конечно правозащитниками я погорячился их назвать, так по привычки раз они себя сами так называют, единственное кого они защишают это свои карманы да таких отморозков как [...], которые помогают набивать им ихние карманы в обмен на "поставку" заблудщих душ для их мясорубки.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами.]

16.12.2011 в 12:54Argo

Ну от самопальной водки [...] крышу снесло, я не кидаюсь из крайности в крайность. еще раз тебе повторяю ты тоже потомок [...], не забывай ты родился в этой стране у родителей которые были такими же [...]. Хоть ты и отрекся от них, но гены в тебе сидят.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами.]

16.12.2011 в 16:43Amina_ahud

Черновик всегда отличался тем, что издавал провокационные статьи. Будоражил народ. Журналисты издания считали, что они "глас народа", хотя, многим было известно, что большинство их статей были проплачены. И правда в их статьях была чаще однобокой. 

Но каким бы ни был Камалов, его очень жаль. И больше жаль его семью. Они потеряли родного человека. Это трагедия. Он был умным человеком и хорошего в нём было не мало. Надеюсь, те кто заказал и совершил убийство понесут справедливое наказание.

16.12.2011 в 14:40Argo

А кого из так называемых псевдоправозащитников "убрали" Гульнару? Исаеву? Таньку Тарасову и то отпустили. Они и ездят в дорогих иномарках и имеют котеджи, только не в Д-не а где ни будь в так не навистной им центральной Россие

16.12.2011 в 17:36ineral

можно убыть  всех  неугодных но не остановить процесс разложения системы власти ... это как 2х2 Амина -ханум ...

 

16.12.2011 в 21:40Said.abak

 хоть одного првозащитника назовите- у кого есть дом - даже здесь,а не то,что в России! И хоть одного,кто разъезжает на крутой иномарке,как наши многие и очень многие граждане из полиции. А вот у власти и  полиции есть и не тлько иномарки и дома.А даеж несколько онмарок и несколько домов- и это всему показаетль, даже в столице- у кого крутые особняки?? Наверно,у правозащитников.

16.12.2011 в 18:36Sultan12

ineral, Если Дагестанцы не будут соглащаться с ними в коррупционных сделках, то они сами уйдут с власти. Как говорится: "Каждый делает то, что он умеет", а они умеет работать только в коррумпированной системе.

16.12.2011 в 19:32Буго

Чтобы очистить авгиевы конюшни в Дагестане, нужен гераклов труд! Хаджимурад был одним из тех кто делал это. А у вас это называется "будоражить народ".Взбудоражить здесь никого уже невозможно.Пипл, как говорится, все хавает пока их не заденет.

17.12.2011 в 11:12gekz

Да кому что доказывать ? Во власть везде, а в  Дагестане подавно, идут чтобы ВОРОВАТЬ. Назовите хоть одного деятеля во власти в Дагестане, который не ворует. Вот этих воров и раздражает такой как Хаджимурад.

17.12.2011 в 14:40Amina_ahud

ineral, вот чего нельзя оставновить, так это процесс разложения общества. Убивая мыслящего человека, на его место всегда приходит посредственность. И это мы наблюдаем с 90-х годов. Дагестанское оющество давно остановилось в своём развитии, полным ходом человек регрессирует. Приветствуется ограниченность и тупость. На умных людей смотрят как на "не излечимо больных". Неужели вы этого не видите?

16.12.2011 в 11:03Sultan12
Said.abak, Соболезную.