ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
С сегодняшним решением суда в Баку о сокращении срока условного наказания Хадидже Исмайловой журналистка не согласна. Она намерена добиваться прекращения уголовного преследования по статье о незаконном предпринимательстве.
Как писал "Кавказский узел", 8 июля Хадиджа Исмайлова обратилась в Бакинский суд по тяжким преступлениям с просьбой снять с нее обвинение в незаконном предпринимательстве, по которому она 1 сентября 2015 года была приговорена к 7,5 года заключения. Верховный суд 25 мая 2016 года заменил журналистке реальный срок на 3,5 года условного с испытательным сроком на пять лет, и в тот же вечер журналистка была освобождена. Сегодня суд сократил Исмайловой срок условного наказания с 3,5 года до 2 лет 3 месяцев.
Рассмотрение заявления Хадижи Исмайловой с просьбой снять с нее обвинение в незаконном предпринимательстве сегодня рассматривалось в Бакинском суде по тяжким преступлениям, уточнил адвокат журналистки Фариз Намазлы.
Он отметил, что суд отказался прекратить уголовное преследование Исмайловой по статье 192 УК Азербайджана.
"Суд всего лишь переквалифицировал обвинение со статьи 192.2.1 (незаконное предпринимательство с извлечением дохода в крупном размере) в статью 192.1 (незаконное предпринимательство). Суд основывался на новой редакции уголовного законодательство лишь в той части, что минимальный размер крупного дохода, за который полагается уголовное наказание, предусмотренное статьей 192.2.1, увеличен с 50 тысяч манатов (31,25 тысячи долларов) до 100 тыс. манатов (62,5 тысячи долларов)", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Фариз Намазлы.
Обвинение считает, что все гонорары Исмайловой в течение пяти лет на сумму 79,5 тысячи манатов (49,5 тысячи долларов) являлись доходами, извлеченными в результате незаконной предпринимательской деятельности, поскольку она не прошла аккредитацию в МИД Азербайджана, уточнил адвокат.
"С учетом того, что сумма 79,5 тысячи манатов в новой редакции декриминализировалась (поскольку она меньше 100 тысяч манатов – прим. "Кавказского узла"), то суд снял с нее это обвинение и переквалифицировал на статью 192.1. Получилось, что Исмайлова занималась "незаконным предпринимательством", однако ею извлеченный доход не подпадает по понятие "крупный доход", - указал Фариз Намазлы.
Однако, отметил он, на взгляд защиты Исмайловой, с нее следовало полностью снять обвинение по статье 192 УК Азербайджана. "Ибо, на самом деле, согласно новой редакции закона, деятельность без аккредитации в МИД не является криминальной. Таковой является деятельность лишь без постановки на учет в налоговых органах, а с этим у Исмайловой проблем не было", - подчеркнул Фариз Намазлы.
По его словам, в итоге суд назначил Исмайловой наказание по статье 192.1 в виде 4 месяцев лишения свободы и вместе со статьей 213.1 (уклонение от уплаты налогов) установил общее наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 3 месяца условно, сохранив испытательный период в течение 5 лет.
Адвокат Намазлы подчеркнул, что защита не согласна с решением суда и обжалует его.
По его словам, защита настаивает на полном снятии обвинения по статье 192 УК Азербайджана.
"Достижение такого решения имеет значение с точки зрения создания прецедента, чтобы в будущем работу местного журналиста без аккредитации в МИД не использовали для его уголовного преследования. Поэтому мы обратимся в апелляционный суд", - отметил Фариз Намазлы.
Сама Хадиджа Исмайлова также выразила несогласие с решением суда.
"Для меня не имело принципиального значения снятие обвинения относительно якобы извлечения мной "крупного дохода в результате незаконного предпринимательства". Ибо по данному уголовному делу все равно на мне нет судебных предписаний о выплате денежных санкций", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Хадиджа Исмайлова.
Она отметила, что хотела именно декриминализации самой деятельности без аккредитации в МИД.
"Но этого не последовало, видимо, из-за нежелания (властей) создавать прецедент невозможности уголовного преследования журналистов, работающих без аккредитации в МИД, чтобы они могли спокойно без опаски работать. С другой стороны, если бы сняли статью 192, то на мне оставалось бы только обвинение по статье 213.1, и тогда я попала бы под амнистию, и полностью освобождалась бы от уголовного наказания", - сказала Хадиджа Исмайлова.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям корреспонденту "Кавказского узла" подтвердили информацию о смягчении наказания журналистке.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказским узлом" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".