20:32 / 02.12.2013Мурсалиев: в Азербайджане была создана лишь видимость суда по делу Ахмедовой

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Вынесенный сегодня в отношении экс-депутата парламента Азербайджана Гюляр Ахмедовой приговор излишне мягок, считают опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" юристы и правозащитники. В Азербайджане была создана видимость судебного разбирательства по делу Ахмедовой, заявил племянник Эльшада Абдуллаева Азад Мурсалиев.

Как сообщал "Кавказский узел", Бакинский суд по тяжким преступлениям приговорил сегодня экс-депутата парламента Гюляр Ахмедову к трем годам лишения свободы. Гюляр Ахмедова обвинялась в мошенничестве и в том, что помогла уехать в Турцию своей знакомой Севиндж Бабаевой, подозреваемой в совершении преступления. На заседании суда 18 ноября прокурор попросил суд вынести в отношении экс-депутата обвинительный приговор и приговорить Ахмедову к четырем годам лишения свободы.

25 сентября 2012 года на сервисе YouTube была опубликована видеозапись переговоров трех человек, обсуждающих сумму взятки за избрание в парламент Азербайджана на выборах 2005 года. 27 сентября 2012 года экс-ректор частного университета Эльшад Абдуллаев заявил, что на размещенном им видеоролике запечатлены экс-депутат парламента Гюляр Ахмедова и ее подруга Севиндж Бабаева. 8 января Гюляр Ахмедова, отказавшаяся по собственному желанию от мандата депутата, была взята под надзор полиции. 13 февраля по решению суда она была заключена под стражу

Талыбов: показания свидетелей были сфальсифицированы

Суд не доказал вину Ахмедовой по обеим статьям обвинения, заявил журналистам после заседания адвокат Ахмедовой Афсар Талыбов.

При этом адвокат обратил внимание на то, что 20 ноября турецкий суд оправдал гражданина этой страны Сельджука Аглаяна, который обвинялся в укрывательстве Бабаевой от следствия в Азербайджане.

Таким образом, как считает адвокат, обвинение прокуратуры Азербайджана в том, что Ахмедова укрывала Севиндж Бабаеву в Турции, "оказалось несостоятельным".

"Если Аглаян содействовал проживанию Бабаевой в Турции и не был признан виновным, то Ахмедова, находясь в Азербайджане, тем более не может считаться виновной в укрывательстве покойной", - подчеркнул адвокат Талыбов.

Адвокат заявил также о несостоятельности обвинения Ахмедовой в мошенничестве. Афсар Талыбов указал на то, что следствие и суд не обеспечили привод на процесс Абдуллаева и проведение очной ставки с ним (Эльшад Абдуллаев последние три года находится в политэмиграции во Франции. – Прим. "Кавказского узла").

Кроме того, по мнению адвоката, смонтированный видеоролик не может считаться доказательством.

"На видео нет сцены передачи денег. Нет точных сведений и о сумме денег. В ходе беседы упоминаются цифры "1" и "500". Следствие по-своему интерпретировало эти цифры как "один миллион долларов" и "пятьсот тысяч долларов". Эльшад Абдуллаев заявляет, что у него 14 адвокатов, но не представил ни одного доказательства передачи денег. Об этом только разговоры", - отметил адвокат Талыбов.

Он также считает, что использовавшиеся в качестве доказательств видеоматериалы были "добыты незаконным путем". Видео было снято скрытой камерой, но такими полномочиями обладают только правоохранительные органы, заявил Талыбов.

Показания свидетелей, утверждает адвокат, были сфальсифицированы, и на них оказывалось давление. Бабаева в своих смс-сообщениях извинялась перед Ахмедовой за то, что "впутала ее в это дело", отметил адвокат экс-депутата.

Мурсалиев: суд не признал Эльшада Абдуллаева потерпевшим

Вина Гюляр Ахмедовой была полностью доказана, в свою очередь заявил после судебного заседания журналистам государственный обвинитель Эльдар Гамзаев.

Прокурор воздержался от подробных комментариев, отметив, что позицию стороны обвинения он изложил в заключительном выступлении.

В частности, Гамзаев в своей речи отметил, что Ахмедова, не имея на то полномочий, обещала Эльшаду Абдуллаеву помочь ему избраться депутатом в обмен на денежное вознаграждение в размере 1 млн долларов.

Кроме того, Ахмедова способствовала выезду из страны Бабаевой, ее нелегальному проживанию в Турции, поддерживала с ней контакт по телефону и "скайпу", оказала материальную помощь ее семье на 20 тыс. долларов, заявил представитель стороны обвинения.

Прокурор также сослался на данные экспертизы, согласно которой видеоматериал, обнародованный Абдуллаевым, не является поддельным.

Полномочным представителем Абдуллаева в Азербайджане является его племянник Азад Мурсалиев.

В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Мурсалиев назвал вердикт суда "несправедливым и необъективным".

"Начнем с того, что суд не признал Эльшада Абдуллаева потерпевшим. Упоминаемые в деле высокопоставленные лица, причастные к торгу за депутатский мандат, не были допрошены. Была создана видимость судебного разбирательства. При этом было отвлечено внимание от факта похищения брата Эльшада Абдуллаева Махира Абдуллаева в 2003 году. Ведь на видео Гюляр Ахмедова заявляла Эльшаду Абдуллаеву, что если бы он с самого начала действовал бы через нее, то она "давно нашла бы Махира Абдуллаева", - сказал Азад Мурсалиев.

Как утверждает Азад Мурсалиев, суд "обошел вниманием эту сторону дела".

"А ведь Эльшад Абдуллаев хотел стать депутатом для того, чтобы используя этот статус, добиться расследования похищения своего брата. Конечно, мягкость приговора можно понять с точки зрения наличия у Ахмедовой малолетнего ребенка. Но с точки зрения восстановления справедливости и прав Эльшада Абдуллаева приговор не объективен. Эльшад Абдуллаев не признан потерпевшим, и суд не обязал Ахмедову вернуть его деньги", - сказал Мурсалиев.

Бахыш: прокуратура и суд не осмелились бы самостоятельно принять такое решение

По тем статьям Уголовного кодекса Азербайджана, которые инкриминировались Ахмедовой, суды обычно выносят более строгие приговоры, заметил глава центра исследований "Правовое государство", адвокат Музаффар Бахыш.

По словам адвоката, статья "Завладение чужим имуществом путем злоупотребления доверием с причинением крупного ущерба" (178.3.2) предусматривает наказание от 7 до 12 лет лишения свободы, а статья "Укрывательство тяжкого преступления" (307.2) - до трех лет лишения свободы.

Вместе с тем статья 62 Уголовного кодекса разрешает суду назначить более мягкое наказание, отметил Музаффар Бахыш.

"Это возможно при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления и других обстоятельств. Исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств. Однако не понятно, что имел в виду прокурор, применяя статью 62 в случае с Ахмедовой. Обычно в такого рода делах смягчающим обстоятельством признается возмещение ущерба, нанесенного в результате мошенничества. В данном же случае Ахмедова не возместила ему ущерб", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Музаффар Бахыш.

Как считает адвокат, "заказ на мягкий приговор исходил из администрации президента".

"Прокуратура и суд не осмелились бы самостоятельно принять такое решение. Есть факты, когда за нанесение в результате мошенничества ущерба всего на 25 тыс. долларов и невозмещение его, суды осуждали людей к 11 годам лишения свободы. В последние годы много лиц были осуждены по статье "Завладение чужим имуществом путем злоупотребления доверием с причинением крупного ущерба". И, как правило, суды назначали наказания в виде лишения свободы на 9,10, 11 и даже 12 лет", - добавил Бахыш.

Гусейнов: все дело было сведено к банальному мошенничеству

Приговор в отношении Ахмедовой является доказательством проявлением "двойных стандартов" со стороны правоохранительной и судебной системы Азербайджана, считает глава Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов.

"Главного редактора газеты "Хурал" Аваза Зейналова, по жалобе той же Гюляр Ахмедовой, обвинили в вымогательстве взятки на 10 тысяч манатов (12,7 тыс. долларов). И бездоказательно, по сфальсифицированному уголовному делу, осудили на 9 лет лишения свободы. В нашумевшем деле, торге за депутатский мандат,  получившем даже название "Гюляргейт", суд назначил наказание всего лишь в виде трех лет лишения свободы. Конечно, в этом деле есть смягчающие обстоятельства. Но пусть суды учитывают это и в отношении оппонентов власти, и не назначают им суровые наказания", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Эмин Гусейнов.

По мнению Эмина Гусейнова, обнародованный Абдуллаевым видеоматериал "должен был стать предметом серьезного расследования фактов коррупции в высших эшелонах власти".

 "Но в итоге все было сведено к банальному мошенничеству", - заметил Гусейнов.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями Эльшада Абдуллаева, проживающего в настоящее время во Франции.

Напомним, что Севиндж Бабаева была объявлена в международный розыск по подозрению в мошенничестве. 28 декабря 2012 года Генеральная прокуратура Азербайджана объявила о смерти Бабаевой в стамбульской клинике. Ее сын Айхан Мамедов заявил, что подозревает в причастности к смерти матери Гюляр Ахмедову.

Автор:Фаик Меджид