12:34 / 13.03.2015Угроза возвращения боевиков ИГ приведет к усилению силового давления на Северном Кавказе

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Заявление секретаря Совбеза России об угрозе возвращения боевиков террористического "Исламского государства" говорит о том, что на Северном Кавказе будут ужесточены силовые методы работы, считают опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты. Вернувшиеся боевики проявят себя лишь в условиях "тотальной дестабилизации в стране", заявил политолог Алексей Малашенко. 

Как сообщал "Кавказский узел", 11 марта секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев выступил с требованием взять под особый контроль возвращение боевиков с Ближнего Востока. По мнению Патрушева, боевики могут приехать в Россию "с навыками изощренного террора, свойственного "Исламскому государству".

По данным ФСБ, боевики из России воюют на территории Сирии и Ирака на стороне провозглашенного "Исламского государства" (ИГ, ранее - ИГИЛ), отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ". "Исламское государство" признано в России террористической организацией. Деятельность "Исламского государства" запрещена в стране по решению Верховного суда.   

Орлов: секретарь Совбеза озвучил очевидную для всех истину

Ужесточение усилий по противодействию боевикам уже произошло, а политика "мягкой силы" давно свернута, заявил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель программы "Горячие точки", член совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

"Курс, давший положительные результаты в Ингушетии и Дагестане, свернут давно. Патрушев озвучил не новость, а очевидную истину: опасность возвращения боевиков с Ближнего Востока – печальная реальность. Кто возвращается из тех мест, проверяется, задерживается. И уже есть обвинительные приговоры людям, воевавшим на стороне "Исламского государства", - сказал Олег Орлов.

По его словам, от возвращающихся с Ближнего Востока людей исходит "большая опасность".

"При этом власти безумными действиями, такими, как в поселках Гимры и Временный, создали дополнительную мобилизационную базу для боевиков. "Дикие" зачистки организовали базу недовольных, которые потенциально могут пополнить ряды боевиков", - сказал правозащитник.

Среди граждан России за "Исламское государство" в основном воюют уроженцы Чечни и Дагестана, отметил правозащитник.

Малашенко: в условиях кризиса боевики будут являться серьезной силой

Количество граждан России, воюющих на стороне "Исламского государства", не поддается подсчету, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

"Большинство боевиков "Имарата Кавказ" (признанного террористической организацией), воюющих на стороне ИГ, останутся в Сирии. Более того, по моим данным, туда приезжали чиновники из Дагестана и уговаривали боевиков остаться на Ближнем Востоке. Глава "Имарата Кавказ" выступил с мнением, что каждый должен решать для себя, где ему воевать, но призвал членов НВФ вернуться в Россию. Таким образом, число вернувшихся, и желающих вернуться, варьируется и не поддается подсчету", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.

В Россию воевавшие на Ближнем Востоке граждане могут возвратиться через разные страны, отметил эксперт. "Есть масса различных путей, и как боевики вернутся на Кавказ – через Мурманск или Вашингтон, - я не знаю", - указал Малашенко.

Вернувшиеся в Россию боевики "смогут проявиться себя лишь в ситуации общего кризиса", заявил эксперт.

"Свое веское слово боевики смогут сказать только при наличии тотальной дестабилизации в стране. Сами по себе они "воду не замутят". В противном случае – это будет очень серьезная сила", - сказал Малашенко.

19 декабря 2014 года на сервисе YouTube было распространено обращение Абу-Мухаммада, амира Дагестана, который заявил, что приносит присягу лидеру "Исламского государства". 21 ноября 2014 года Сулейман (Мовсар) Зайланабидов, один из командиров ауховских боевиков, действующих в Хасавюртовском районе Дагестана, также принес присягу лидеру ИГ Абу Бакру аль Багдади. В свою очередь Алиасхаб (Али Абу-Мухаммад) Кебеков, лидер признанного в России террористической организацией "Имарата Кавказ", обвинил руководителя дагестанских боевиков в расколе и сместил его.

Орешкин: все большую роль играет сдерживание, а не профилактические действия

Политическая ситуация на Северном Кавказе будет ухудшаться, действия силовиков будут ужесточены, считает политолог, бывший член президентского Совета по правам человека Дмитрий Орешкин.

"Так построена система ценностей, вопрос лишь в том, кто будет ужесточать – Рамзан Кадыров или его конкуренты из силовых структур. Система управления так построена, что во главе стоит силовой фактор, что в значительной степени рационально. Но все большую роль играет именно сдерживание, а не, скажем, культурное воспитание, профилактические действия", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Орешкин.

При этом в качестве примера политолог привел ситуацию в Крыму. По его словам, за последние 20 лет на полуострове "не отмечалось инцидентов на почве национального терроризма".

"Сегодня на полуострове реализуется аналогичная Кавказу силовая политика – заранее всех подавляют: Джамилева и Чубарова (Рефат Чубаров, действующий председатель Меджлиса крымскотатарского народа, экс-депутат Украины, президент Всемирного конгресса крымских татар. – Прим. "Кавказского узла") не пускают, хотят контролировать силой. Думаю, ответ будет аналогичным – где-нибудь, рано или поздно, что-то взорвется", - сказал Орешкин.

В Крыму будут нарастать "агрессивные проявления", привел он свою точку зрения.

"Взятый курс ведет к тотальному подавлению. Силовикам это кажется рациональным решением проблемы, но я в этом не уверен. Спецслужбы хотят быть над законом", - сказал Орешкин.

Джемаль: Патрушев говорил о сохранении федерального контроля

Воюющие в рядах "Исламского государства" граждане России не смогут вернуться из-за создания законодательного механизма по противодействию их возвращению, считает журналист Forbes Орхан Джемаль.

"Данных о массовых возвращениях боевиков в Россию нет. Уголовные дела, заведенные в отношении таких людей, можно сосчитать на пальцах одной руки (по подсчетам «Кавказского узла», с 1 января 2014 года по 13 марта текущего года было возбуждено не менее 48 уголовных дел в отношении жителей регионов СКФО, до сих пор воюющих на Ближнем Востоке и граждан, вернувшихся в Россию с территории конфликта в Сирии и Ираке. Уголовные дела возбуждались в отношении Чечни, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Дагестана, Ставропольского края. Не менее шести жителей СКФО, вернувшихся в Россию, были осуждены по обвинению в участии в боевых действиях на Ближнем Востоке, - Дополнение от 15:40 мск 13 марта). Патрушев говорил не об ужесточении противодействия, а о сохранении федерального контроля над северокавказскими республиками. В этой части московская установка должна выполняться неукоснительно", - сказал Джемаль.

По его словам, если говорить о гражданах постсоветских стран, то в основном в рядах ИГ воюют выходцы из Средней Азии.

"В основном, боевики ИГ– это выходцы из Средней Азии. Россияне, приехавшие в Сирию, являются выходцами из Поволжья. Северный Кавказ тоже участвует, но не лидирует", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Орхан Джемаль.

Жертвами вооруженного конфликта в СКФО в 2014 году стали 525 человек, из них 341 человек погиб и 184 были ранены. За год общее число жертв конфликта сократилось на 46,9%: в 2013 году жертвами конфликта на Северном Кавказе стали 986 человек, из которых 529 человек погибли и 457 получили ранения. Снижение количества жертв в ходе конфликта на Северном Кавказе в 2014 году авторы информационно-аналитического бюллетеня, подготовленного Правозащитным центром "Мемориал"связали с отъездом части радикально настроенных людей в Сирию.

 В свою очередь опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты отметили, что признаков ужесточения тактики боевиков Северного Кавказа пока не наблюдается, и вряд ли боевики позаимствуют тактику "Исламского государства".

"Кавказский узел" отслеживает влияние событий на Ближнем Востоке на политическую и общественную жизнь регионов юга России и Южного Кавказа, публикуя материалы по этим темам на страницах "Кавказ под прицелом халифата" и "Сирия в огне"

Автор:Олег Краснов
13.03.2015 в 15:43FF9907

Туда поехали, там пусть и остаются. Возвращаться зачем? Они же не пейнтбол поиграть ходили. люди с испорченной на войне психикой и не нам уже не нужны.

13.03.2015 в 17:22Sahaa636

даже если казнь десяти смертие провести по всему кавказу этого не остановить механизм запушен ,печально все опять новая кровь ,

13.03.2015 в 16:44djama2009

Психика уних была испорчена еще до отъезда в Сирию, раз их бошки посетила такая идея... 

13.03.2015 в 23:24solges

Может хоть они нашим правителям-тиранам бошки поотрывают.

13.03.2015 в 17:18Sahaa636

Это все напоминает 17года перед колесом истории силовики это муравьи Также гонялись на кавказе за абреками их пособниками а в россии революция наступила ,Абрек Зелимхан стал культом движением рабочекрестьянской массы определенной даже студенты комунисты с ним встречались ездили на кавказ чтоб росказать свои идеи и привлеч на свою сторону ,И сами коммунисты разбили армию Императора с помошью госких отрядов бообешав не трогать кавказ поле революции ,но обешшания )))),а теперь представьте роль силовиков 2017году ?и куща имигрируют ?как те офицеры его свешшенного императорского величиства в ()

13.03.2015 в 16:02Druzъ

Следует начать с того, что как уже меньше года  или больше боевики на Северном Кавказе так или иначе мало дают о себе знать, за исключением некоторых случаев  в Дагестане и декабрьского нападеня на Грозный. Все это может говорить о том, что большее количество "имаратчиков" уехало воевать в Сирию и другие места, где активно ИГ. 

Возможно стоит рассматривать за основу и ту версию, что боевики уехали переждать зиму и вполне вероятно, что если силовики не усилят работу на границах государства, то их проникновение  через Дагестан очень вероятно.    

Также, вполне возможно, что "имарат Кавказ" с активизацией ИГ с ее одиозными заявлениями мирового халифата утратила свою  значимость и многие боевики посчитали более приоритетным, воевать на стороне ИГ. Все это версии, конечно. 

Теперь что касается работы силовиков.  Силовики на протяжении всего времени, что они "борютя с терроризмом" на Северном Кавказе  работают чисто силовым и насильственным методом на физическое устранение неугодных.   Применяя противозаконные методы в отношении гражданского населения, наподобие спецоперации в поселке Временный и села Гимры, силовики взращивают градус ненависти в отношении государства и увеличивают процент потенциальных пополнителей рядов боевиков. 

Что остается парню, которого силовики  похитили и подвергли жесточайщим пыткам, кроме как присоединиться к подполью и мстить за причиненные обиды?   В этом плане силовики сами способствуют  расширению и росту подполья.   

Нужно менять методы, нализировать работу, активно работать с органами власти и  ликвидировать саму причину возникновения настроений у молодых людей, которые  способствуют их уходу в ряды боевиков.  Решать соуиальные проблемы населния и увеличивать уровень самой жизни.   Нужно вдохнуть жизнь в Северный Кавказ и дать людям развиваться.