ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня - 15-я годовщина тех событий, когда 26 ноября 1994 года промосковская оппозиция в Чечне при поддержке российских военных предприняла попытку вооруженного свержения тогдашнего президента республики Джохара Дудаева. Именно этот, завершившийся полным провалом, штурм города Грозного, по мнению многих жителей Чечни, послужил отправной точкой для начала первой военной кампании в республике.
На рассвете 26 ноября в чеченскую столицу с нескольких направлений, при поддержке танков и другой бронетехники, вошли отряды вооруженной оппозиции, возглавляемой бывшим главой Надтеречного района республики Умаром Автурхановым, бывшим мэром города Грозного Бесланом Гантамировым и уголовно-криминальным авторитетом Русланом Лабазановым. Вооруженные столкновения в городе продолжались до глубокого вечера.
Вооруженные формирования Дудаева, которыми командовали тогда еще малоизвестные Аслан Масхадов, Руслан Гелаев и Шамиль Басаев, разгромили отряды оппозиционеров, которым удалось практически вплотную подойти к президентскому дворцу Дудаева в центре Грозного. Несколько десятков танков были уничтожены, еще 18 бронированных машин стали трофеями дудаевцев.
В числе плененных оказались и российские военнослужащие, как выяснилось позднее, офицеры из элитных Кантемировской и Таманской дивизий, что указывало на активное участие Москвы в попытке свержения режима Дудаева. Менее чем через три недели после этого на территорию Чеченской Республики были введены федеральные войска и начались полномасштабные военные действия.
"В то время я, как и многие другие чеченцы, не верил в то, что Россия может начать здесь полномасштабную войну. Даже когда Дудаев говорил о том, что вся эта оппозиция управляется Москвой, и что российские военные участвуют в боевых столкновениях, в это особо не верилось. Но когда вечером 26 ноября по местному телевидению показали пленных российских танкистов, тогда уже стало понятно, что затевается что-то очень серьезное и страшное", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Грозного Хамзат Тимаев, очевидец тех событий.
По его словам, ни Автурханов, ни Гантамиров, ни Лабазанов особым авторитетом у людей не пользовались, и их никто всерьез не воспринимал. "А после этого разгрома они вообще стали нулями, авторитет же Джохара достиг небывалой высоты. Понятно, что была эйфория от этой победы, и когда Россия начала ввод войск, люди пошли против", - отмечает житель Грозного.
"Я считаю, что Автурханов, Гантамиров и все те, кто играл здесь роль оппозиции, являются предателями своего народа. Именно они своими постоянными провокациями и лживыми заявлениями о том, что они контролируют часть республики, вынудили Москву начать здесь войну. Срок полномочий Дудаева заканчивался ровно через год, то есть в 1995, и с учетом тогдашней ситуации вряд ли он мог рассчитывать на переизбрание. Почему эти наши оппозиционеры не стали ждать новых выборов, а начали играть в войну? Значит, такая задача была поставлена им из Кремля, значит, они не думали ни о своем народе, ни о тех последствиях, к которым приведут их действия", - говорит бывший преподаватель Ахмад.
Он считает, что Автурханов и Гантамиров были ничуть не лучше Дудаева. "Даже хуже него, потому что в угоду каким-то своим амбициям и ради денег они втравили наш народ в войну. Если бы тогда чеченцы нашли общий язык, то не было бы ни двух этих войн, ни тысяч убитых и пропавших", - говорит собеседник.
Во всем виноват первый президент России Борис Ельцин и его окружение, убежден другой грозненец, Висхан. "Вместо того, чтобы попытаться договориться с Дудаевым, его пытались унизить и запугать. Он, соответственно, крайне болезненно реагировал на это и пытался вести свою игру. Мне кажется, до ввода войск Дудаев вообще не думал выводить республику из состава России. Да, он делал какие-то громкие заявления, выдвигал требования, но это была только ответная реакция, не более того. Он ведь был и остался советским человеком, интернационалистом, ведь даже жена у него была русской. Я не думаю, что он действительно хотел войны. Его просто подставили", - говорит Висхан.
Через четыре дня после провала попытки вооруженного свержения Дудаева, 30 ноября 1994 года, Борис Ельцин подписал указ № 2137-с "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", в рамках которого перед Вооруженными силами РФ, внутренними войсками и Федеральной службой контрразведки была поставлена задача "стабилизировать обстановку в Чеченской Республике и разоружить незаконные вооруженные формирования".
Для проведения операции создавалась Объединенная группировка войск, включающая разнородные силы и средства различных министерств и ведомств. К началу декабря было завершено создание группировок на Моздокском, Кизлярском и Владикавказском направлениях с целью начала военной операции на территории Чечни.
11 декабря того же года был подписан очередной указ Ельцина за № 2169 "О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики" и одновременно началось введение войск в республику. Жертвами этого "наведения конституционного порядка" стали десятки тысяч жителей Чеченской Республики и военнослужащих федеральных сил. По различным оценкам, в ходе первой военной кампании на территории Чечни было убито от 50 до 80 тысяч гражданских лиц и от 8 до 14 тысяч сотрудников российских силовых структур.
23 сентября 1999 года президент России Борис Ельцин подписал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", положив начало второй военной кампании в Чечне.
Напомним, что 16 апреля этого года в Чечне был отменен режим масштабной контртеррористической операции, однако ситуация спокойнее, судя по числу боестолкновений, похищений и терактов, здесь не стала.
К такому выводу ведет предлагаемый читателям на периодической основе сравнительный анализ показателей активности силовых структур и вооруженного подполья, а также ситуации с соблюдением прав человека в Чечне за равные периоды до и после снятия режима КТО - по 70, 100, 120 и 150, 170, 200 и 220 дней. Анализ основан на подсчетах архивных данных "Кавказского узла" и открытых источников.
"Кавказский узел" продолжает отслеживать ситуацию, которая сложилась в Чеченской Республике после снятия почти 10-летнего режима КТО, и ведет хронику происходящих в республике убийств, терактов и похищений.