ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Кабардино-Балкарии с сегодняшнего дня введен режим специальной комплексной профилактической операции (СКПО). Об этом сообщил руководитель Следственного управления СКП РФ по КБР Валерий Устов на пресс-конференции, посвященной итогам работы ведомства за четыре месяца текущего года. Как пояснил Валерий Устов, режим СКПО отличается от режима контртеррористической операции (КТО) более смягченным вариантом профилактических мероприятий.
Одной из причин нынешнего обострения ситуации в Кабардино-Балкарии Валерий Устов считает поступление в республику очередного финансового транша для подпитки подполья, которое, в КБР, как и в Дагестане и в Ингушетии, по его убеждению, финансируется из одного центра.
Валерий Устов отверг какую-либо связь членов незаконных вооруженных формирований с исламом и в доказательство этого процитировал ряд аятов из Корана - "сражаться надо только с воинами, но не с теми, кто не воюет против вас", "не проявлять ни злобы, ни несправедливости".
Устов также напомнил о хадисах, которые запрещают убивать женщин и детей. "Однако действия бандподполья, убивших на днях сотрудниц УФСИН, свидетельствуют об обратном. Для всех уже очевидно, что это – преступные группировки, которые преследуют цели по дестабилизации обстановки на юге России", - заявил силовик.
Глава СУ СКП РФ по КБР сообщил, что уже установлены лица, совершившие убийство заместителя прокурора Баксанского района Руслана Махова - это члены Баксанского джамаата, они объявлены в федеральный розыск.
Говоря о количестве боевиков в республике, Устов отметил, что всего их около 700 человек – активных членов и сочувствующих. "Это молодые люди, многие с высшим образованием, половина из них безработные. Около 50 процентов - из неполных или неблагополучных семей. Есть среди них и ранее судимые, и бывшие наркоманы. О лидере боевиков Джаппуеве известно, что он раньше работал учителем физкультуры в одной из школ Тырныауза", - сказал Устов.
Он также отметил, что установлены факты, когда людей вывозили в лес и вовлекали в ряды боевиков силой. По этим фактам подозреваемым уже предъявлено обвинение по статье 119 ("угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы"). Установлены также факты, когда лидер боевиков давал указание убить члена джамаата за то, что он не выполнял указания по совершению терактов и других незаконных действий, сообщил Устов. По его словам, это было поручено двоюродному брату провинившегося.
Руководитель Следственного управления СКП РФ по КБР также сообщил, что в республике были случаи пособничества боевикам, за это уже привлечены к уголовной ответственности семь человек.
По словам Устова, следственными мероприятиями установлено, что состав взрывчатки, примененной на ипподроме в Нальчике 1 мая, а также при взрывах 9 мая и 19 мая идентичен, везде содержался гексоген. Но взрывное устройство, примененное на ипподроме, содержало поражающие элементы, а в других случаях этого не было. Взрывное устройство, изъятое в городе Майском 11 мая, по его словам, не содержало гексогена.
Говоря о состоянии преступности в целом, Устов отметил, что за четыре месяца этого года отмечен рост числа тяжких и особо тяжких преступлений на 6,5 процента. Возросло почти в два раза количество зарегистрированных умышленных убийств (15 вместо 8). За этот период было зарегистрировано 25 посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Значительная часть этих преступлений, как считают силовики, совершена членами Баксанского джамаата. За прошедшие четыре месяца, по данным Устова, было убито пять членов подполья, в том числе и Анзор Астемиров.
В ходе пресс-конференции Устов также сообщил, что в ближайшее время ожидается преломление ситуации. "Мы поборем это зло", - заявил руководитель Следственного Управления СКП РФ по КБР.
Ранее замминистра внутренних дел КБР Наурби Жамборов заявил, что вооруженное подполье в Кабардино-Балкарии насчитывает около полусотни человек. Также, по данным Жамборова, с 1995 года по конец апреля нынешнего года МВД республики в борьбе с экстремизмом потеряло 67 человек.