Вчера был день независимости Армении. Я решил по этому поводу попытаться комплексно оценить, что это означало на практике.
В Армении нередко идут споры по поводу независимости, стоило ли это того, есть ли достижения и так далее. Дебатами эти споры назвать не могу, потому что в тех кругах, которые дебатируют в общественном пространстве неприлично каким-либо образом ставить независимость под вопрос, а вот люди бедные и зачастую не имеющие высшего образования, ставят подобные вопросы нередко. Хорошим показателем этого является широко распространенная ностальгия по советским временам – по разным опросам от 60% до 80% населения считают, что в советское время было лучше.
Это мнение по меньшей мере спорно, но его можно легко обосновать тем, что ожидания были куда выше по сравнению с достигнутым. Это вряд ли может вызывать какие-то сомнения. Как бы там ни было, есть смысл объективно посмотреть и на ожидания, и на реальность, которая не обязана отвечать чьим-то мечтам. Этот текст - метатекст, кратко обобщающий многое из того, что уже сказано в блоге. Поэтому здесь будет много ссылок, благодаря которым вы сможете ознакомиться с текстами, которые более глубоко касаются той или иной темы.
Тбилиси, вышка подсвечена в цвета флага Армении. В Армении это оценили. Фото Aliq Media, публикуется с разрешения автора.
Первое и главное, чего добилась постсоветская Армения – она выжила. Это может показаться очень маленьким достижением, но не для тех условий, в которых Армения была. Во-первых, не выжила первая республика 1918-1920 гг. Во-вторых, началась независимость с очень плохой цепи событий – катастрофического землетрясения, массового обнищания в результате развала социалистической экономики, транспортной блокады и войны с противником кратно превосходившим Армению по ресурсам.
Готовой к независимости элиты не было, вызовы были невероятно серьезными, на мой взгляд одно их преодоление это уже достижение. Сказав это, можно уже разделить это на отдельные темы. Начнем с главной цели независимости. Это сама независимость.
Стала ли Армения независимой? При принятии многих решений, Армения может испытывать влияние других сил и стран, культур и политических движений, программ, религий и так далее. Это дает основания многим заявлять, что страна в действительности не независима. Определенные основания для этого есть – после распада СССР в Армении сохранились его элементы – на тех границах Армении, которые были границами СССР, стоят российские пограничники, а база, построенная Российской Империей, продолжает функционировать. Однако это лишь отдельные элементы независимого государства. Армения имеет собственную валюту, собственную армию, свою политическую систему, в которой власть определяется на основе общественного мнения и/или элитного консенсуса внутри самой Армении, в школах преподают на армянском языке. Решения по тем вопросам, что финансировать, а что нет, принимаются внутри Армении. Что касается внешней политики, то есть определенные ограничения, но они не являются формальными и выше, чем у стран Восточной Европы в период Холодной войны, когда к ним применялась доктрина «ограниченного суверенитета». Армения участвует в разных интеграционных процессах и имеет отношения с большим числом стран.
Характерно, что за последние десятилетия в Армении выросла молодежь, которая не представляет того, что Армения может быть зависимой от других стран. На постсоветском пространстве есть страны, которые и в большей, и которые в меньшей степени независимы во внешней политике – и в целом на практике. Поэтому можно достаточно спокойно говорить о том, что Армения является независимой и эта цель была достигнута.
Другой целью независимости было то, чтобы Армения стала домом всех армян. При изначальной нереализуемости этой задачи, предполагалось, что эти проблемы могут более эффективно разрешаться в независимой Армении по сравнению с Советской Арменией. По этому вопросу реальность оказалась грустнее не только по сравнению с ожиданиями, но и с тем, что было в 1991 году. Еще в декабре 1988 года Армения столкнулась с землетрясением, в результате чего помимо многих погибших, было и много эмигрировавших на время. Многие из них так и остались за рубежом Армении. В 1988-1990 годах Армения столкнулась с массовым наплывом беженцев из Азербайджана. Подавляющее большинство этих людей не смогло обосноваться в Армении – не менее двух третей уехало в течение первых 5 лет, а на данный момент их и их потомков в Армении осталось до 15% от изначального числа.
Армения также не смогла принять беженцев из Ливана в 2006 и Сирии в 2012-4 гг. На данный момент даже из сирийских беженцев, прибывших в Армению, в стране осталось не более трети. Зато большое количество местных жителей уехало, то есть в этом отношении был только регресс, в особенности на фоне советского периода, в течение которого сотни тысяч армян были репатриированы в Армянскую ССР.
Еще одной целью независимости было объединение Армении с НКАО. Можно даже сказать, что движение за независимость вылилось из борьбы за Карабах. Несмотря на многочисленные потери в ходе этой борьбы, в территориальном плане она более чем удалась. Армянам удалось вернуть не только Нагорно-Карабахскую автономную область, но и большую часть исторического Карабаха, включая равнинную часть, включая земли, откуда армян изгнали сотни лет назад – и об историческом армянском присутствии напоминали лишь полуразрушенные церкви и крепости. Карабах частью Армении сделать не удалось, кроме того, не окончен конфликт.
Ведутся переговоры, целью которых является повторная оккупация Азербайджаном этих территорий. Однако Карабах находится в одном с Арменией экономическом, культурном и военном пространстве. Внутриполитические и правовые отличия не столь существенны. Так что этот пункт можно считать выполненным.
Одной из целей независимости, безусловно, было построение процветающей экономики – или, по меньшей мере, более справедливой экономики, направления ресурсов на потребление, а не на военно-промышленный комплекс. По многим причинам, в основном объективным, эта задача не удалась. Одновременно совместить независимость, Карабах, процветающую экономику и иммиграцию оказалось задачей неподъемной. Израиль в свое время сумел решить эти задачи именно одновременно, но при большей мобилизации интеллектуального и материального ресурса, большей мотивации и большей внешней поддержке. После распада СССР экономика Армении сократилась в разы. Восстановление заняло много времени и скорее всего, в 2018 или 2019 году будет завершено.
Подушевые доходы выросли довольно заметно, но не для всех – у одних они выросли в разы, у других выросли незначительно, у третьих вообще почти не изменились. И при этом, они стали нестабильными. Произошла десолидаризация общества – социальное расслоение не могло не привести к этому. Это приводило к неоднократным случаям политического насилия. В то же время, Армения сумела избежать межнационального и межконфессионального противостояния, а политическое насилие в конечном счете не привело к росту преступности.
В особенности плохая ситуация в сфере энергетики, строительства и промышленности, тогда как торговая сфера, сфера услуг вполне состоялись по сравнению с советским временем. Сельское хозяйство осталось фактически на том же уровне, что и в советский период. Учитывая ситуацию во многих других постсоветских республиках, это можно считать умеренным достижением в сфере. При том, что безработица остается на критически высоком уровне, думаю можно достаточно уверенно говорить о том, что цель в виде процветающей и справедливой экономики не была достигнута.
Последнее по порядку, но по важности – это государственные институты. Если мы говорим о создании государства, то задачи типа победа в войне, учреждение государства и т.д. это задачи среднесрочные, а для долгосрочного устойчивого развития ключевую важность имеют институты. В процессе перестройки и трансформации большинство советских институтов или было разрушено, или оказались непригодными для нынешней ситуации.
Армения создала министерство иностранных дел. Как правило, в его ряды вовлекались непрофессионалы, далекие от политики и дипломатии люди, которых хотели таким образом отблагодарить. Да и сами министры имели, как правило, не самую высокую квалификацию. Говорят, нынешний министр сильный профессионал, но в высшем и среднем звене кадры далеки от идеала. Армия является одним из наиболее состоятельных институтов Армении, состоявшись в деле. Причем создана была практически с нуля, поскольку Армянская ССР армии не имела.
О финансовой системе также можно говорить как о состоявшейся – за последние 20 лет ни один банк не обанкротился, процент плохих кредитов низкий, валюта устойчива, уже более 10 лет как существует собственная платежная система и т.д. Что касается всей системы госуправления, то на мой взгляд ее может охарактеризовать наличие теневой экономики. По-прежнему, теневая экономика в Армении больше, чем в советское время, однако не стоит забывать о том, что Армения была частью тоталитарного государства, которое боролось с тенью гораздо более жестокими методами. Нынешнее государство относится к тени довольно терпимо, особенно если речь идет о теневой экономике на нижнем уровне, о неформальной занятости.
Полиция стала гораздо более эффективной, но если сравнивать с точкой назначения, она лишь в середине пути. По судебной и пенитенциарной системе не могу сказать, поскольку не разбираюсь в вопросе. На мой взгляд, серьезный прогресс испытали свободные медиа. Местное самоуправление находится на очень низком уровне и развивается очень медленно, поскольку сейчас реформа местного самоуправления приостановлена. Демократическая политическая система, самым базовым выразителем чего является институт выборов приживается с трудом, но все-таки в последние годы прогресс был заметен и есть основания ожидать, что это продолжится.
Система образования, по мнению многих, испытала регресс, но как мне кажется, нужны очень четкие критерии, чтобы иметь возможность делать такие выводы. Многие советские органы, такие как госинспекция, управление госимуществом и так далее, испытали серьезный регресс. В то же время, были созданы другие институты – например, офис омбудсмена. В конечном счете, я думаю, по институтам баланс «ничейный», но общая тенденция на улучшение.
Так что, можно сказать, что независимость Армении достигла части своих целей, баланс слегка положительный, но далеко еще не во всем.
говорить только по русски и в обшественных местах и сдэс
русские только китайцев не замечают которые заселяют сибирь но что сделают против китайцев ничеого китайцы же не армяне
Похоже на доклад на партсобрании. Где-то, кое-где, у нас ещё есть отдельные недостатки. Вывод должен быть примерно следующим. Хотели как лучше, а получилось как всегда.